Материалы, обозначенные синим цветом, доступны только подписчикам.

Главное

3 мая 2024 года, пятница

Фото: mil.ru

ЗРК «Бук-М3» способен эффективно перехватывать западные ТБР и КР большой дальности
ЦАМТО, 3 мая. В журнале «Национальная оборона» опубликована статья экспертов Аналитического центра по вопросам воздушно-космической обороны (АЦ ВКО), раскрывающая возможности ЗРК «Бук-М3» по перехвату ТБР и КР большой дальности.

Ввиду крайне высокой актуальности темы, ниже этот материал приведен в полном объеме.

Как говорится в статье экспертов АЦ ВКО, текущее противостояние России и НАТО носит ярко выраженный характер гибридной войны. Наряду с боевыми действиями на Украине совершаются атаки российской территории современными средствами воздушного нападения западного производства. Атаки эти носят ярко выраженный террористический характер – основной является задача запугивания, то есть террора мирных граждан. Террористическую направленность носит и информационное сопровождение «операций под чужим (украинским) флагом», которые осуществляют натовские специалисты.

Одним из компонентов информационной войны является массированная пропаганда «чудо-оружия», которое «вот-вот поступит на вооружение ВСУ». В числе образцов Wunderwaffe в последнее время очень часто упоминались американские тактические баллистические ракеты AТACMS и немецко-шведские крылатые ракеты Taurus. Не преуменьшая угрозы, следует отметить – у России есть эффективные средства борьбы с этими и подобными им СВН. Одним из них является зенитный ракетный комплекс «Бук-М3» – высокоэффективное средство ПВО средней дальности.

«Не так страшен ATACMS, как его малюют»

ЗРК «Бук-М3» (головной производитель – Ульяновский механический завод, входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей») предназначен для поражения средств воздушного нападения в зоне средней дальности, в любое время суток, при любых погодных условиях, в условиях интенсивного радиотехнического и огневого противодействия противника. В номенклатуру целей ЗРК «Бук-М3» входят, в т.ч. и тактические баллистические ракеты.

ATACMS Block 1, переданные Украине в 2023 г., выпускаются корпорацией Lockheed Martin. Первое применение этих ТБР состоялось в 1991 г. Ракеты имеют калибр 610 мм, длину 4 м, массу 1,6 т. Дальность полета – 165 км, апогей траектории – 50 км, максимальная скорость – 1000 м/сек. Как видим – скорость ATACMS Block 1 не превышает предельных характеристик целей ЗРК «Бук-М3», и в зоне своей ответственности российский комплекс вполне способен обеспечить гарантированный перехват этих ТБР.

Собственно, несколько ATACMS Block 1 уже были сбиты российскими средствами ПВО (правда, тип примененного ЗРК не раскрывался). Поэтому сегодня надежды ВСУ сместились в сторону улучшенной версии ATACMS – Block 1A, которую США пока украинцам не передали, но вполне могут передать. В том числе и потому, что это также довольно старая система и сроки ее хранения подходят к концу.

ATACMS Block 1A выпускалась с 1997 г. Для этой модели производитель сообщает только габариты (они идентичны Block 1) и дальность – 300 км. Журнал Janes утверждает, что Block 1A весит 1,3 т (заметно меньше предшественника), но имеет тот же двигатель и топливную систему. Все изменения касаются уменьшения массы БЧ на 420 кг и совершенствования системы наведения (на которую пошла часть сэкономленного веса). Таким образом, тяговооруженность ракеты возросла на 20%. Этого оказалось достаточно для увеличения дальности полета почти в 2 раза (стоит отметить, что существуют дальнейшие версии ATACMS, у которых БЧ и общая масса вновь увеличены – с ожидаемым снижением дальности).

Данных о высоте и скорости полета Block 1A из сколько-нибудь авторитетных источников нет. Экспертные мнения о скорости этих ракет разнятся – от 1100 м/сек до 1500 м/сек. Последняя цифра выглядит крайне сомнительно, учитывая то, что для достижения требуемой дальности пуска основной прирост тяговооруженности придется израсходовать на выход в более высокие (и более разреженные) слои атмосферы. Однако, даже в том маловероятном случае, если максимальная скорость Block 1A доходит до 1,5 км/сек, его перехват ЗРК «Бук-М3» вполне возможен.

ATACMS летит хоть и в разреженной, но все-таки атмосфере – на 40-50 км ниже линии Кармана.

Линия Кармана высота над уровнем моря, которая условно принимается в качестве границы между атмосферой Земли и космосом и является верхней границей государств. В соответствии с определением Международной авиационной федерации (ФАИ), линия Кармана находится на высоте 100 км над уровнем моря.

Соответственно, после набора максимальной скорости Block 1A начинает тормозить – сначала почти незаметно, но на терминальном участке траектории, по мере входа во все более плотные слои атмосферы, падение скорости становится существенным. Причем у Block 1A оно оказывается даже больше, чем у предшественника (более легкий снаряд, при равных с более тяжелым габаритах, быстрее набирая скорость на активном участке, быстрее и теряет ее на пассивном: при равной силе трения меньше сила инерции).

Скорость торможения ATACMS, конечно же, не раскрывается производителем, но о ряде других ТБР известно, что перед встречей с целью они имеют скорость в 4-5 раз меньше максимальной. Таким образом, на терминальном участке полета скорость Block 1A быстро уменьшается до 1200 м/сек и продолжает падать. Тем более, что предельные характеристики цели, указанные в техническом паспорте ЗРК «Бук-М3», вероятнее всего, меньше реальных возможностей комплекса. Как показывает опыт, на практике российские средства ПВО далеко превосходят заявленные характеристики. Бьют «не по паспорту, а в цель».

Говоря о ТБР, которые имеют или могут заполучить ВСУ, нельзя не упомянуть о комплексе «Точка-У». Эти ракеты активно применяются противником, но все еще остаются у него в том или ином количестве. ТБР «Точка-У» имеет стартовую массу 2 т, дальность стрельбы – 120 км. Максимальная скорость ракеты составляет 1100 м/сек.

Таким образом, реализованные технические решения в ЗРК «Бук-М3» позволяют перехватить любые баллистические ракеты, которыми располагают или могут располагать в будущем ВСУ.

«Обломать крылья у КР»

Еще одним средством воздушного нападения, поставки которого ждут ВСУ, является крылатая ракета Taurus KEPD-350/150 с дальностью полета свыше 500 км. (ТТХ этой КР подробно рассмотрены в журнале «Национальная оборона» №12/2023). Поэтому здесь мы остановимся лишь на ее особенностях в качестве цели. В ракете реализованы практически все известные меры снижения радиозаметности – применены композиционные конструктивные материалы, радиопоглощающее покрытие корпуса, S-образные каналы воздухозаборника. Летит Taurus на сверхмалой высоте – 30-70 м, с огибанием складок местности. Максимальная скорость – 323 м/сек.

Как можно заметить, с точки зрения перехвата, ТТХ Taurus довольно похожи на ранее переданные Украине Storm Shadow/SCALP-EG. В англо-французских КР большой дальности также реализованы технологии снижения радиозаметности, также обеспечен полет с огибанием местности – на высоте 30-40 м. Ракеты имеют такую же скорость, что и Taurus. Малая заметность и сверхнизкая высота полета делают перехват современных КР трудной задачей. Но именно для решения таких задач ЗРК «Бук-М3» и предназначен.

Основная проблема перехвата низколетящих целей – позднее обнаружение. Такие цели «засекаются» лишь на дальности радиогоризонта, что оставляет мало времени на реакцию и сужает зону поражения. Однако ЗРК семейства «Бук» имеют в своем составе техническое средство, позволяющее существенно расширить радиогоризонт. Это радиолокатор подсвета и наведения РПН 9С36М. За счет подъема антенного поста на высоту 21 м РПН 9С36М заметно «отодвигает» линию радиогоризонта.

Малая заметность Taurus и Storm Shadow также не поможет им уйти от перехвата. Благодаря мощным радарам, ЗРК «Бук-М3» способен обнаружить и поразить малоразмерную цель.

Таким образом, ЗРК «Бук-М3» способен перехватить всю номенклатуру тактических СВН большой дальности.

Оптимальный выбор для объектовой ПВО

Как показывает практика, основными целями для террористических атак с применением дальнобойных средств воздушного нападения являются стационарные объекты – крупные промышленные предприятия и целые города. В такой ситуации оказывается избыточной высокая подвижность ЗРК. Между тем, она обеспечивается довольно дорогостоящим специализированным гусеничным шасси повышенной проходимости.

При организации объектовой ПВО от «самохода» можно отказаться, что позволит пустить высвободившиеся ресурсы на увеличение разведывательной и огневой мощи системы ПВО. С учетом этого, разработчиком ЗРК семейства «Бук» – НИИП им. В.В.Тихомирова – и головным производителем – Ульяновским механическим заводом – реализована идея модульного построения ЗРК средней дальности.

В настоящий момент модульный вариант предлагается на экспорт под маркой «Викинг», но стоит предположить, что он будет полезен и в отечественной ПВО – в первую очередь, при защите стратегических объектов и населенных пунктов.

За счет отказа от специализированного шасси такой комплекс имеет заметно меньшую стоимость. При этом обеспечен прирост разведывательных и огневых возможностей. Так, для наведения ЗУР на цель в модульном варианте применяются исключительно радиолокаторы подсвета и наведения. Таким образом, для поражения низколетящих целей оптимизированы все огневые группы комплекса, а не часть из них, как в базовой версии (разумеется, возможность работы по высоколетящим целям сохранена в полном объеме). Также модульный комплекс имеет больший боекомплект. Что касается перемещения на позицию – оно осуществляется обычным колесным транспортом соответствующей грузоподъемности.

Модульный вариант ЗРК «Бук-М3» способен серьезно повысить уровень объектовой ПВО и парировать существующие и перспективные угрозы воздушных террористических атак.

Добавить в избранное | Распечатать | Отправить по e-mail

Новости

17 мая 2024 года, 16:00
Ниже приведена сводка Минобороны РФ о проведении специальной военной операции на Донбассе и Украине за период с 11 по 17 мая.
17 мая 2024 года, 15:40
Отряд кораблей Северного флота 17 мая покинул рейд Североморска и вышел в дальний поход. Корабли отряда взяли курс в Атлантику через назначенные районы Баренцева моря.
17 мая 2024 года, 15:30
По информации генерального директора компании Kaman Ромина Дасмальчи, новый БЛА вертикального взлета и посадки средней грузоподъемности KARGO проходит летные испытания с декабря 2023 года.
17 мая 2024 года, 15:05
Командование Вооруженных сил Ямайки подписало с американской судостроительной компанией Metal Shark контракт на поставку 22 скоростных алюминиевых 36-футовых катеров-перехватчиков «36 Fearless».
17 мая 2024 года, 14:10
Вооруженные силы Буркина-Фасо получили значительное количество новых образцов военной техники, включая БЛА, бронетранспортеры (БТР) и автотехнику различных производителей.
17 мая 2024 года, 13:20
Правительство Австралии объявило рекордном оборонном бюджете на 2025 ф.г. в размере 55,7 млрд. австр. долл. (36,8 млрд. долл. США), что на 6,3% больше, чем в предыдущем году.
17 мая 2024 года, 12:45
Компания Bollinger Shipyards 13 мая объявила о реализации командованием Береговой охраны США опциона на поставку двух дополнительных быстроходных патрульных катеров FRC (Fast Response Cutter) класса «Сентинел».